CEO HellRaisers: «Большинство игроков высокого уровня одинаково хорошо нажимают кнопки»

Генеральный директор организации Россия, Russia, RU HellRaisers Россия, Russia, RU Алексей «Magician» Слабухин рассказал о процессе создания команды: как менеджмент оценивает стоимость игрока, какими критериями руководствуется при выборе и почему так сложно собрать состав мечты.

Почему так важен фактор командной химии?

Каждый менеджер хочет собрать состав как у Astralis по CS:GO или у OG по Dota 2, чтобы он на протяжении нескольких лет мог продержаться без замен и при этом оставаться безоговорочным лидером сцены. Однако такой формулы, которую можно было бы с легкостью повторить, к сожалению, не существует, хотя я и пытаюсь ее отыскать. Начнем с того, что даже покупка пяти звездных и суперскилловых игроков не гарантирует успех коллективу. Сильный состав на бумаге еще не гарантирует его успешность на турнирах, и, наоборот, не самый яркий ростер может достичь крайне высоких результатов и стать чемпионом.

Важно отметить, что большинство игроков высокого уровня одинаково хорошо нажимают кнопки, то есть их механический скилл примерно равен. Разберем на примере CS:GO. Там топовый опорник, в отличие от тир-2/тир-3 игрока, сделает на одно убийство больше. В любом случае они все умеют нажимать кнопки. Тут скорее, во-первых, важно само понимание игры и мышление, а во-вторых — синергия между игроками. То есть умеют ли игроки между собой договариваться, умеют ли они разрешать какие-либо сложные ситуации, какие отношения внутри коллектива.

Фактор психологии в киберспорте — это то, что меня уже давно интересует, я пытаюсь найти инструменты и рычаги, чтобы в нужных ситуациях включить игрока, зарядить его и т. д. Это вечный процесс, и если бы кто-то знал такую формулу, то давно появились бы составы, которые не проигрывают. Однако даже Astralis, которая в какой-то момент нашла такую командную синергию и разрывала всех, со временем с теми же игроками начала сдавать. Разве датчане разучились стрелять? Конечно нет! Просто элемент внутрикомандной химии был разрушен. Похожая ситуация произошла и с mousesports, да и в Dota 2 много таких примеров.

При этом сложно спрогнозировать, сколько времени потребуется составу, чтобы обрести эту химию и сыграться. Не могу себе представить ситуацию, когда ко мне подходит капитан состава по Dota 2 и говорит: «Ну дайте еще три месяца времени, мы сыграемся и будем рвать всех». Поэтому я не ставлю четких рамок для нового ростера вроде: «Быстро выиграйте турнир ESL». Дотеры в этом плане довольно самостоятельные — они сами знают, с кем комфортно играть, а с кем нет. А эта командная химия может появиться через две недели, через два месяца или вообще никогда.

Как же собрать крутой состав?

Собрать состав можно двумя способами: скаутинг и выкупы. Первый — это скаут-политика, в качестве примеров можно привести Gambit Youngsters. Клуб в свое время нашел толковых молодых ребят, которые показали заметный прогресс и стали основным ростером организации.

Однако идеализировать этот способ тоже не стоит. Создание молодежных академий — перспективное занятие, но которое при этом сопряжено с рисками. Игроков необходимо содержать, платить зарплату, организовывать буткемпы, подобрать тренера и т. д., при этом моментальных результатов не будет, то есть это игра вдолгую. И не факт, что молодые игроки будут прогрессировать, выйдут в итоге на топовый уровень и окупят те деньги, что клуб в них вложил. Чтобы это произошло коллективу необходимо регулярно участвовать в топовых чемпионатах. К тому же молодым ребятам необходим опытный наставник, способный их раскрыть. К примеру в NAVI Junior есть Ami, выполняющий эту роль. Однако из-за основного ростера и правил турнирных операторов, NAVI Junior не могут выступать на крупных чемпионатах, ведь там играет коллектив Кирилла Boombl4 Михайлова.

Другой вариант — точечные выкупы, как, например, поступает NAVI с составом по CS:GO. Также возможен вариант выкупа уже сыгранного ростера, как это сделала Virtus.pro с составом AVANGAR.

Идеальный игрок – миссия (не) выполнима?

При подписании игрока клуб оценивает сразу несколько факторов. Основной – это игровая форма человека, профессиональные качества игрока и его умение работать в команде. Помимо этого, бэкграунд в предыдущем клубе, медийность и трансферная ликвидность. Что касается трансферной ликвидности (или трансферной привлекательности) — это показатель того, насколько выгодно можно будет продать игрока в будущем, если по каким-то причинам он захочет покинуть клуб.

Чисто логически и математически понятно, что молодые игроки в перспективе могут стоить дороже, чем старички. Если молодой игрок сидит на скамейке запасных, то он скорее может кому-то понадобиться, чем тот же старичок, который уже в разных клубах поиграл и уже, условно, никому не нужен. Такие моменты тоже могут влиять на формирование стартового состава. Приведу пример с mousesports, sunNy и oskar, который произошел в 2019 году. Клуб тогда собирался провести перестановки в составе и расстаться с некоторыми игроками. Организация понимала, что на тот момент oskar сложно продать, потому что интернациональных составов, куда бы он мог уйти, довольно мало, поэтому его просто “отпустили”, а мы его забрали. А вот молодой и перспективный sunNy, по которому мы также делали запрос и получили высокий ценник, остался на скамейке запасных и позже ушел в ENCE.

При оценке перспектив и в том числе стоимости игрока в первую очередь учитывается его выступление именно за последний клуб, а не вся карьера. Когда покупают игрока, и он не прижился в составе, цена его контракта упадет, потому что банально встает вопрос: «А почему он вам не подошел?». Вот старый пример — это Snax. Mousesports купила его у Virtus.pro, а потом опять выставила на продажу, потому что участники состава не сыгрались. В итоге Snax вернулся в VP. И я так понимаю, что mousesports продала в разы дешевле. Конкретную цифру не скажу, но уверен, что его продавали обратно точно не за ту же сумму.

Что касается медийной составляющей при подписании игрока, то она каждый раз оценивается индивидуально. И моменты, связанные с медиаактивностями, прописываются в контракте. В HellRaisers, например, есть пункт про стриминг. Под некоторых игроков, делаются отдельные медиаконтракты. То есть с контрактами всё индивидуально: у одного может быть контракт на пять страниц, у другого – на 30. Это зависит в том числе и от позиции самого клуба. Некоторые организации вообще в контрактах могут не касаться темы медийности, а другие посвятят 15 пунктов, потому что клубу важна эта составляющая.

Игрок найден — что дальше?

Предположим, мы нашли идеальный состав, который отвечает всем запросам и выглядит крайне перспективно. Теперь необходимо подписать контракты, которые устроят обе стороны.

Начнем с зарплат и рассмотрим Dota 2. В СНГ зарплаты заметно ниже, чем в Европе. В СНГ, думаю, $15-20 тыс. может получать, может быть, пара человек от силы — это максимум, остальные получают заметно ниже. В Европе, возможно, до уровня $15-20 тыс. доходят зарплаты у 10-15 человек. Зарплаты европейцев могут начинаться, допустим, от $5-6 тыс. и не будут играть, допустим, за $700. Вопрос зарплат вариативен: оценивается ситуация по рынку, хотят ли другие организации подписать этого игрока, как переговоры пройдут, сила игрока и тд.

При этом не стоит забывать и о бонусах, которые существуют почти во всех клубах. Допустим, многие команды привязывают бонусы к рейтингу: в Dota 2 с этим сложнее, а вот в CS:GO всё просто. Я думаю, что во многих клубах есть какие-то там бонусы, которые предусматривают повышение личного вознаграждения в зависимости от позиции на HLTV. Организации, опять же, поступают по-разному: одни предлагают более высокую стабильную зарплату, а другие, наоборот, делают ставку на бонусы за достижения.

Камнем преткновения может стать длительность контракта. В CS:GO личные контракты игроков рассчитаны на продолжительный срок, чем в Dota 2. В «Доте» слишком много решафлов и есть привязка к The International, поэтому игроки боятся связывать себя контрактными обязательствами дольше, чем на сезон или половину сезона, чтобы не оказаться в результате «на банке» без игровой практики. Есть организации, которые предлагают контракты сразу на два года. Точно знаю случаи, когда клуб хотел подписать состав и сразу предложил игрокам контракт на три года. Те, очевидно, отказались.

Если игроки опасаются каких-либо моментов, то в HellRaisers можем подписать ознакомительный контракт на короткий срок. Если всех всё устроит, то мы, конечно же, его продлим. Я считаю, что это тоже важно: нам нужна репутация на рынке, чтобы игроки шли к нам в клуб и понимали, что не будут сидеть «на банке», ничего не делая. Допустим, ситуация с RodjER: мы просто поняли, что наши дороги расходятся, и без конфликтов разорвали контракт. У меня не было цели удержать его силой, потому что он крутой игрок. Это чисто человеческий момент, ведь как ты относишься к людям, так и они к тебе. Одна из задач, которую я ставил по работе с составами — чтобы у нас была репутация организации, которая уважает игроков.

Я объяснил общие принципы, которыми руководствуются клубы и я сам, в частности, при подписании новых игроков и создании состава. Как вы могли заметить, я часто говорил, что в этом деле многое работает индивидуально, и это действительно так. Универсальных схем при создании суперростера нет. Однако я надеюсь, что мы в HellRaisers подбираем правильные «ключи», при создании нашего нового состава по Dota 2.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: www.cybersport.ru