Korb3n: «Комьюнити изначально ждет от нас слишком многого»

Менеджер состава Россия, Russia, RU Team Spirit по Dota 2 Россия, Russia, RU Дмитрий «Korb3n» Белов рассказал в интервью о подготовке команды к WePlay AniMajor 2021, объяснил, почему любому коллективу лучше начинать выступление на мейджоре со стадии плей-офф, а также поделился своим опытом создания команды.


— Самый важный вопрос. Какое аниме ребята посмотрели перед AniMajor?

— На самом деле, мы никакое аниме мы не смотрели. Мы смотрели российский телевизионный сериал «Бригада», состоящий из пятнадцати серий. И очень долго сетовали на то, что он растянут, потому что по-хорошему там все можно легко вместить в десять. Так что мы немножко изменили своим традициям в этом в плане.

— Почему вы выбрали «Бригаду» перед важным турниром? 

— Скажем спасибо за это нашему лучшему тренеру в мире Айрату, он же Silent, он же «Тихий», он же «Хан». Он это всех подбил. Я ратовал за «Бумер», но вот он подбил всех на «Бригаду» и уехал на четыре дня отдыхать. 

— Помогает ли «Бригада» в сплочении коллектива? В поднятии боевого духа?

— «Мы с первого класса вместе. За все, что мы делаем, мы отвечаем тоже вместе». Так что, наверное, да. 

— Team Spirit – команда молодая, у большинства из ребят не так много опыта игры на больших турнирах, играли в основном из дома и с буткемпа. Есть мнение, что они приедут на турнир и у них затрясутся коленки. Насколько это реальная проблема? 

— Я для себя это совершенно по-другому формулирую. Проблема не в том, что у нас нет опыта или что у нас трясутся коленки, это скорее проблема ожидания комьюнити от Team Spirit. Каждый сам строит свои воздушные замки, и комьюнити изначально ждет от нас слишком многого. Возможно, мы оправдаем их ожидания, а, возможно, и нет. 

Лично для меня мейджор – это, конечно, замечательно, но очевидно, что на дистанции надо смотреть на квалификацию к TI. Тем более соперников там будет достаточно. А на мейджор мне очень сложно загадывать даже не потому, что у нас коленки будут трястись, а просто потому что это разные регионы, это разный плейстайл. И непонятно, наше кунг-фу будет достаточно сильным, чтобы нормально выступить, или все-таки мы дадим слабину. С ментальной точки зрения я вообще не переживаю, а вот именно с игровой, набора героев – это да. 

Мы делаем то, что делали до этого, делаем свою работу, готовимся, тренируемся. Коленки здесь ни при чем. Вопрос ожидания комьюнити и совпадения результата с этим ожиданием: либо совпадает, либо нет. Оттуда уже все идет: либо СНГ – дно, либо СНГ – чемпион.

— А как тебе кажется, на каком уровне находятся эти ожидания сообщества? Чего от вас ждут? Какой планки?

— Говорить сложно, потому еще не начался турнир, мы не выступали, но, естественно, они немного завышены. Просто потому, что в СНГ в этом сезоне мы неплохо играли. Я почитал комментарии, а там кто-то аж про топ-3 пишет. Нет, безусловно, в жизни бывает все, но объективно топ-3 на первом турнире команды, которая не собиралась по принципу «мы берем лучших в регионе за любые деньги» – очень крутой результат. Мы действительно можем взять топ-3, но мы точно так же можем вылететь в топ-16. 

Поэтому в моем понимании ожидания все-таки скорее завышены, потому что все на эйфории, потому что команда интересна с точки зрения новых лиц, с точки зрения молодежи, с точки зрения красоты (у нас самый красивый дотер в СНГ, по крайней мере). Если мы перешагнем целевую планку, для нас это будет «Вау», а для комьюнити – «Ну, нормально». А падать в этом случае будет очень больно.

— У вас все-таки есть где-то в голове целевая планка, на что нужно опираться, чтобы быть довольным?

— Любой менеджмент должен ставить определенные цели на каждый отрезок сезона. Это банально нужно для того, чтобы, например, спад формы был контролируемым. Безусловно, даже игроки могут не знать каких-то четких целей, потому что очень глупо в нашей ситуации их озвучивать. 

Например, чтобы выйти по инвайту на TI, нам нужны только топ-1 или топ-2. Поэтому прибегать в практис, бить кулаком по столу и говорить: «Так, парни, если вы не топ-2 или не топ-1, я вас тут всех кикну» – просто бред. Игроки должны фокусироваться на свой игре, чтобы действительно отыграть в удовольствие, чтобы вычерпать максимальное количество опыта и вообще получить профит с этого турнира как минимум в дальнейшем. Хотя понятно, что если они зайдут в финал, мы тут будем пробираться по пустым бутылкам шампанского в номере.

У тренера и менеджмента есть определенные целевые установки. Говорить о них я не буду, а то потом этим будут тыкать в лицо меня, как котенка, который не туда сходил.

— Если ты проходишь на мейджор с первого места, то начинаешь с плей-офф – не нужно проходить мясорубку группового этапа. Если выходишь из группы, у тебя есть больше времени, чтобы разыграться, но есть и шанс вылететь. Team Spirit лучше начинать с группы? 

— Абсолютно любой команде лучше играть с плей-офф. Все остальное – просто инсинуации, чушь и бред. Обратный план работает, только если ты уже 100% на TI и тебе заняться нечем. Во всех остальных случаях, все, кто говорит обратное, неприкрыто лгут, потому что DPC-очки – это слишком важно. Ты выигрываешь одно Bo3 и уже в топ-6. Учитывая распределение очков на мейджоре, которое несправедливо, это настоящий подарок. Все, кто ниже топ-8, вообще ничего не получают. Так что если кто-то говорит обратное, за исключением команд, которые уже на TI, то это все просто сказки, которым не стоит верить.

Поскольку у нас есть такая вещь, как карантин, то можно разыграться. Вот мы приехали, еще неделя до старта группового этапа, а мы уже играем с топами Китая, топами Америки и с топами других регионов. Поэтому разыграться здесь можно замечательно без групповой стадии, при этом не испытывая давления, когда ты в этой мясорубке долбишься каждый с каждым и каждая победа на вес золота.

— Лучше избегать стрессовых ситуаций.

— Нет. Стрессовая ситуация иногда полезна. Просто нужно понимать, в какой ментальной форме находится команда. Если она готова к стрессовым ситуациям, у тебя как раз есть возможность, чтобы игроки их испытали, и это круто. 

Но даже у нас в СНГ, если бы Virtus.pro вышли со второго места, они бы не гарантировали выход на TI, потому что разрыв очков между первым и вторым местом в DPC-сезоне очень большой. Поэтому я крайне уверен, что им не было бы никакого кайфа разыгрываться в группе.

— Team Spirit первого сезона и второго сезона – чем они отличаются, кроме замены и того, что собрались на буткемп? 

— На самом деле, фактически ничем. Если бы мы в первом сезоне мы не проиграли двум аутсайдерам, которые вылетели в итоге из лиги, мы бы вышли точно также со второго места. 

Отличается еще тем, что все-таки мы поднабрались опыта, мы стали лучше играть. Но – опять же – непонятно, за счет чего это получилось. В этот раз мы были на буткемпе всей командой, и мне очень сложно дифференцировать: это мы стали действительно настолько лучше играть или просто настолько увереннее? Я склоняюсь к тому, что мы стали понимать лучше в макро, но буткемп дал нам очень многое.

— Для тебя замена ощущалась, как личная ошибка и просчет или это абсолютно рабочий момент? 

— Я допустил ошибку в формировании состава, не придал слишком большого значения синергии тренера и капитана. Но были различные факторы, не зависящие от меня, из-за которых не удалось уделить должного внимания этому вопросу. 

Когда собирался состав, у нас в течение около трех недель не было времени и возможности собрать конференцию из пятерых игроков тестового состава и тренера. Были личные вопросы, личные дела. 

Но то, что произошла замена, – рабочий момент, я такое уже видел. Когда случается какой-то внутренний конфликт, это совершенно нормально. Мы понимали, что это возможно, все было просчитано. Мы собирались осенью, разговаривали об этом с непосредственными участниками инцидента. И когда это произошло (а это произошло очень не вовремя), я для себя просто сделал выводы, что лучше сразу же ставить заметку и при возможном удобном случае это вырезать и распределять приоритеты правильно. Естественно, поставив в курс самих участников. 

А в остальном я считаю, что все было абсолютно честно. Были даны возможности одним, были даны возможности другим. Это просто работа. Любого может коснуться, это совершенно нормально.

— Команду вы строили во многом от тренера. Есть ты, кто собирал состав, и наверняка во многом влияешь на то, что происходит внутри команды. Есть сами игроки. Когда нужно принять решение об изменении, за кем последнее слово? Кто говорит: «Да! Мы это делаем»?

— За мной. Я не буду юлить. Естественно, мое мнение зачастую очень сильно отталкивается от мнения тренера. Если я буду за одно решение, а тренер будет за кардинально другое, то будет очень сложно, и тут я не могу четко ответить. Но пока такого не было, потому что с Айратом мы смотрели на все вопросы в одном векторе. Когда у нас возникают какие-то вопросы, даже не настолько серьезные и фундаментальные, вроде замены, мы всегда, когда общаемся, быстро находим общий язык и понимаем друг друга.

Но теоретически я могу сказать, что последнее слово за мной. Я бы уступил, если бы это касалось именно игровых проблем. Но все равно получилось бы, что мнение за мной. 

— Я перечитала твой пост о создании состава. У тебя есть там два абзаца: в одном абзаце ты говоришь, что решил никому не писать насчет киберспортивной работы, а в следующем уже написал Чеширу в Team Spirit. Что между этими абазцами произошло?

— Все просто. Как-то я был на Васильевском острове, списался с Вельхеором и он пригласил меня на кальян. Мы сидели, обсуждали текущую СНГ-сцену, составы, кого куда надо там пихнуть, собрать, чтобы это все заработало. В том числе он спрашивал, что, как я, где. И пришло все к тому, что он просто мне сказал: «Напиши». И все. И я что-то под чаем, под кальяном, пока ехал домой, решил твердо, что я приеду и напишу. 

Можно сказать, что Федор отчасти вдохновил меня. Потому что если бы я тогда вечером не написал, на следующий день я бы проснулся и сказал: «Да ладно, пофиг». Это было моментное, спонтанное решение. Просто сошлось так время, факты и желание. 

Я когда писал, особо ни на что не рассчитывал. Потом у нас был созвон, и Никита поступил абсолютно профессионально с точки зрения клуба. Он обрисовал мне даты, возможности, сказал, что, если все сложится, то мы осенью вернемся к этому вопросу. Но вернулись мы к этому вопросу не осенью, а буквально через пару недель после моего разговора.

— Он предложил написать именно в Team Spirit или просто спросил «Что ты сидишь»?

— Он сказал в целом. Но у нас с Никитой давняя история взаимоотношений, поэтому, учитывая свой негативный опыт работы в HR, я для себя решил, что мне очень важно иметь общие точки соприкосновения с будущим руководителем. Для плодотворной работы мне очень важно найти этот общий язык. 

Я точно знал, что из всех людей в СНГ общий язык у меня есть, наверное, только с Никитой. Поэтому я написал только в Team Spirit.

— Еще одна часть истории того же самого поста касалась кандидатур на роль тренера. Помимо Сайлента у тебя в этом списке были 633 и Yol. Почему они?

— C 633 все просто. C ним достаточно много работал Никита. Он знает его в первую очередь как человека – а в тренере человеческие качества очень важны. Для взаимопонимания, чтобы было комфортно работать. Стас очень опытный игрок, ему есть, что дать новому поколению. Плюс он играл с молодыми во времена ESPADA. Очевидно, какой-то опыт он и передавал. 

Yol – вариант, который лежит на поверхности. Тоже человек очень опытный, который играл на саппортах, был капитаном даже, когда мы с ним короткое время работали в Empire. Я прекрасно видел, что он может. Ну и плюс он очень приятный такой, беззлобный человек. Это тоже очень важно. Не преследующий каких-то личных целей. Человек, который готов работать именно на благо коллектива. 

Для меня команда – это не только 5 игроков. Это Айрат, это Руслана (наш менеджер), это Никита. И если как личность человек черствый, черный, неприятен не из-за поведения, а из-за внутренних установок или качеств, то работать сложно всем. Работать с таким человеком – это, наверное, следующая планка профессионализма. Принимать таких людей я могу, только если они действительно профессионалы в своей сфере. Но в СНГ я не знаю ни одного профессионала, который был бы неприятным человеком.

Поэтому хотелось помимо набора профессиональных качеств тренера видеть еще просто достаточно приятного человека, от которого не ждешь ничего за спиной. Который не может подставить команду тем, что «мне предложили другую работу, там в три раза больше платят, до свидания». И это все происходит перед квалификацией на TI. Таких историй даже в СНГ масса. Вот недавно такая ситуация произошла в Gambit.

Не буду говорить, кто виноват, но по факту люди остались без TI. У них были очень хорошие шансы на квалификацию, это очевидно даже по двум сезонам. А сейчас они снизились в геометрической прогрессии. И чтобы такого не было, хотелось бы работать с людьми, для которых коллектив – это не просто трамплин, не какая-то бочка с деньгами, на которой ты сидишь и можешь заработать, а именно общий вектор. Чтобы человек хотел привносить что-то сюда с целью идти дальше. 

— В ситуации с No[o]ne и SoNNeikO для тебя есть правые и виноватые, или просто система позволила, поэтому они так делают? 

— Конечно, есть. Самый главный виноватый в моем понимании – это менеджмент Gambit. Это самые главные виновники всего веселья. Это в моем понимании, я могу быть не прав. 

— Из-за контрактов, по которым игроки, судя по всему, могут просто взять и уйти, или потому что они не сели и не разрешили этот вопрос? 

— И то, и то. Первое – суперочевидно. Когда твой игрок пишет LFT, а потом ты берешь его обратно в команду – это очень странно. Даже не с точки зрения метаморфических вещей как настрой в команде и того, что все знают, что он пришел сюда на время. Нет. С точки зрения просто того, что ничего ему не мешает после сезона абсолютно так же уйти. 

Лично я бы перестроил команду. Да, я проиграл бы второй сезон, но при этом я, возможно, вышел бы в лучшей форме на квалификации на TI. Что такое мейджор и что такое TI с учетом текущего разделения очков? Если бы на мейджоре было 1000-1500 очков, тогда можно было бы говорить о другом. Но на мейджоре дают очки как за лигу. Можно подготовиться к квалификации на TI и выиграть ее. 

Второе – контракты, конечно. Вспомните историю с Gpk, которого держали на банке какое-то нереальное количество времени. А SoNNeikO ушел после сезона. Значит, было два варианта: либо у него был контракт до конца лиги, либо его просто отпустили. И в том, и в другом случае это косяк менеджмента в прямом смысле.

— Насколько я помню из поста Gambit, у них позиция «Если им не хочется, то чего держать их насильно».  

— А что с Gpk такой позиции не было? Почему же насильно бедного Gpk держали? Это смешно читать после той ситуации. Это первое. 

Второе – в посте Gambit написано о том, что таковы реалии СНГ-Доты. Нет! Таковы реалии менеджмента Gambit, а не СНГ-Доты. Я не понимаю, что за привычка перекладывать с больной головы на здоровую? Почему свои косяки люди перекладывают на «Это все СНГ-Дота виновата!» Нет, СНГ-Дота не виновата! 

Игроков я вполне понимаю. No[o]ne сразу очертил, что он будет всеми силами пробиваться на TI. Соответственно, появился вариант, и он ушел в NAVI. Очевидно, NAVI сейчас более вероятный претендент на попадание на Инт через квалу. К Нуну абсолютно никаких вопросов. К Соннейко – я не знаю, о чем они договаривались, поэтому лично у меня тоже никаких вопросов не может. 

Но все эти заявления от Gambit, они просто противоречат друг другу. Зачем держать, если он хочет уйти? А почему вы тогда держали Gpk? Объясните. Он тоже хотел уйти, и не один раз. Но он же сидел у вас на скамейке месяцами. Сколько было предложений, а перешел он в самом конце. Получается, кардинально поменялось мнение за полгодика? Ну это тоже смешно. 

Если контракты были заключены, то вопрос, кто подписывает контракты до конца лиги, а не до конца TI. Это тоже смешно! И с тем, что таковы реалии СНГ-Доты, я вообще не согласен.

— Ну и вы сами создаете эти реалии СНГ-Доты, потому что вы ее часть. 

— Да, да, да. Вот тут ты в точку попала. Именно так. 

— Когда ты общаешься первый раз с игроком, чем ты интересуешься в первую очередь? Что тебе нужно знать об игроке лично от него, чего ты не можешь посмотреть на DotaBuff и где-то на реплеях?

— На самом деле, ничего. Когда первый раз именно пишу, я просто говорю о том, что мне нужно с ним пообщаться. Если человек не особо пышет желанием, я обычно сворачиваю. Я не «пушу» человека никогда по 5 раз. Это бывает очень редко, когда я понимаю, что этот игрок мне очень нужен, ну прям очень!

Когда уже созваниваюсь непосредственно с ним после того, как он написал, если он проявил нормальный человеческий интерес, то у меня нет какого-то паттерна. Потому что большинство из того, что мне нужно знать, я уже знаю. А на прямые вопросы никогда никто не ответит, как на самом деле есть.

Объективно ты всегда примерно прикидываешь, какие могут быть проблемы, недостатки, и они всегда всплывают даже в предварительном разговоре. А все остальное ты узнаешь со временем.

Я думал уже о том, чтобы составить какой-то список вопросов. Даже занимался этим в свое время. Но это тоже особо не помогает. Зачастую спрашиваешь, есть ли загран – «Да-да, есть». А потом: «Ой, а у меня вот тут…» Что-то не получилось, что-то не сделали. Молодые игроки зачастую идут на хитрость для того, чтобы их взяли. Думают, что «я через неделю сразу сделаю», а потом про это забывают, потому что начинается водоворот игр и всего остального. Это безобидная ложь, но я понял, что какие-то конкретные монументально-фундаментальные вещи спрашивать бесполезно.

Мне больше нужно посмотреть, послушать. Я беру человека на тесты, мы 3-4 дня играем – и мне важно в этот момент слушать Discord, общаться с ним на отвлеченные темы, что-то у него спрашивать по игре и так далее. И уже по каким-то поведенческим паттернам и его ответам, по эмоциональному тону и окрасу, по поведению в коллективе, я примерно пойму, что это за человек и что от него ждать. И какие возможные будут пробелы.

— Ты сказал, что ты «пушишь» людей только в крайних случаях, когда тебе кто-то очень сильно нужен. Были у тебя такие игроки?

— Да. Это был Ramzes. Я нереально его «пушил» в 2016 году. Я прям впрямую ему писал: «Роман, не надо играть с Алохой, иди ко мне, мы будем лучшими в мире» и так далее и тому подобное. Это был, наверное, самый жесткий «пуш» за всю мою карьеру. Я писал прям навязчиво, как если пара расстается, и один при этом продолжает любить другого. И вот он начинает написывать «Вернись ко мне». Примерно то же самое было.

Больше, наверное, каких-то жестких «пушей» я не вспомню. Лоренову я писал как-то, но давно, еще до Gambit. Там не было жесткого «пуша», было 3 нормальных вопроса про трай-ауты с нами, но когда я особого энтузиазма не увидел, я просто это свернул. И то этот «пуш» был во многом связан с тем, что Лоренов подходил команде с точки зрения математической модели. Нам просто нужно было посмотреть. Я после второй попытки получить ответ сразу сказал, что не хочу его тестировать. Но сказали, что нужно. Я написал ему еще и третий раз, опять же энтузиазма я не увидел, и в итоге мы его как бы так и не тестили. 

— Ты тогда еще говорил, что у вас было 80 игроков в листе. Я просто пытаюсь себе представить: у тебя есть список из 80 игроков. Как можно представить, по каким критериям, характеристикам, как из этих 80 выбрать 5, которые могут сыграться? На что нужно смотреть в первую очередь?  

— Я не буду полностью отвечать на этот вопрос, потому что это моя фишка, мои профессиональные навыки, которые я бы не очень хотел раскрывать для всех. 

Но в общем и целом ты из этих 80 обрубаешь тех, кого ты точно не можешь взять по различным причинам. Потом ты отрубаешь тех, кто по твоему мнению непонятно как играет, хорошо или плохо. Потом ты выделяешь тех, кто по твоему мнению очень хорошо играет, прям очень хорошо. И, соответственно,  общаешься с ними и делаешь какие-то выводы по их личностным качествам, характеристикам, набору вербальных навыков. Ну и затем, соответственно, ты складываешь пазл. Кто, где, с кем может стакнуться, интересы, увлечения. И начинаешь траить примерно двойками, тройками, потом уже добираешь полный комплект – 5 человек. Все.

Но с этим составом у нас получилось так, что первый ростер почти не изменился. Поменялся один человек – это пятерка. Вместо Kidaro мы взяли Мипошку.

— Первый блин не комом в этом случае.

— Нет. Мы начали с этой пятерки, но потом тестировали и других игроков, пятерка менялась. Но спустя 2 недели траев мы поняли, что лучший вариант – непосредственно то, с чего мы начали.

— А что важнее вообще – сойтись по игровым качествам или по личностным? И что поправить проще, если люди не сходятся?

— И в первом, и во втором вопросе все 50 на 50. Все зависит как раз от ядра и от людей. Ты можешь набрать команду, в которой все будут отлично сочетаться в игровых качествах, но при этом не сойдутся в личностных, они будут совершенно разными людьми абсолютно – и это будет работать. И наоборот, если все на одной волне, но при этом в игре – на разных, ты тоже можешь все сделать так, что это будет работать. 

Самый яркий пример  – молодые в VP. Они не заработали именно из-за личностных качеств, абсолютно. И почему сейчас все работает в их составе, кроме того, что они классные игроки? Потому что люди на одной волне, они паблики жмут, им не хочется куда-то сходить, у них вот своя волна идет. Можно работать и так, и так. Главное знать, как с этим работать. 

Проблемы будут возникать, только если ты возьмешь половину команды с одними сильными сторонами, а половину – с другими. Если бы в начальном составе Virtus.pro они бы реструктурировали работу, команду и отношение, то все бы получилось. Необязательно нужно идти куда-то впятером, совершенно необязательно. Если один не хочет – ну вот он просто другой человек, он хочет играть за компьютером, – то не обязательно его тащить куда-то или заставлять что-то делать. Можно же оставлять свою зону комфорта. Оба варианты рабочие.

— А ты знаешь примеры команд, где люди, может быть, были не на одном вайбе именно с личностной стороны, но хорошо сыгрались с игровой, и это работало?  

— На самом деле, это Empire 2017 года. Там не было вот какого-то жесткого вайба, там вообще иногда случались большие проблемы и даже конфликты. Но тем не менее 2017 год для Empire был очень удачным – это и DAC, и Summit, и TI. И результата добивались. При том, что как раз личностно там были большие проблемы, правильно построенная работа и профессиональные качества в игре позволили это все нивелировать. Наверное, это самый ярчайший для меня пример, который стоит перед глазами.

— Мне кажется, что у многих сейчас есть ощущение, что если мы не друзья, не слушаем одинаковую музыку и не смотрим одинаковое аниме, то мы никогда не заиграем вместе. И на линии стоять вместе мы не сможем, потому что нам нравятся разные альбомы Моргенштерна.

— Наверное, такое есть, но я всегда в этом случае соотношу с собой. У меня зачастую достаточно диаметральные интересы с ребятами, но при этом к большинству игроков я отношусь с теплом, и они отвечают тем же. У нас нет проблемы разного вайба, хотя я совершенно другой человек по своим интересам даже только в силу возраста. Такое имеет место быть только если есть какие-то проблемы непосредственно в личности. 

В Доте, особенно в СНГ, очень много зависит непосредственно от игрока, от его осознания места. Это не соло-дисциплина, тут нет его, тут есть команда. Если есть проблема у одного, то есть проблема у команды. Очень многие этого не понимают. И это для меня было даже каким-то небольшим открытием. По сути, все очень просто, но и сложно одновременно.

— У тебя есть черный список игроков, которым ты не пойдешь писать несмотря ни на что? И за что туда попадают, если он есть?  

— У нас в СНГ-Доте все очень любят обижаться. Помню, я написал в комментариях, что результаты команды «А» будут лучше, чем результаты команды «Б» по ходу сезона. Написал максимально корректно. А человек на меня обиделся и удалил из друзей. У нас в СНГ все очень любят обижаться, поголовно и на все подряд. Тебя могут не брать на работу, потому что ты 2 года назад написал, что у них состав плохой. Я утрирую, конечно, но в общем и целом так и есть. Поэтому никнеймы я называть не хочу. 

Я считаю, что в Доте не бывает такого, что ты никогда не будешь с кем-то работать, потому что ситуации бывают разные. Я вполне могу сработаться с совершенно любым человеком. Понятно, что мы не будем друзьями, но если будет взаимное уважение, именно коллегиальное взаимоуважение с точки зрения работы, которую выполняет человек, то я не думаю, что появятся проблемы. 

Но у меня есть два человека из действующих игроков в черном списке, с которыми, как я считаю, просто не стоит работать. Это не потому что люди плохие. Это просто люди, которые не выполняют свои профессиональные обязанности. Чтобы они их выполняли, должно либо произойти чудо, либо мы должны дать им слишком много денег, либо на них снизойдет озарение. Но такого за 6 лет моей карьеры не случалось. С ними работать – это слишком много ресурсов, потраченных в никуда. Ресурсов не только материальных, но и душевных, моральных. При этом это бомба замедленного действия, которая может рвануть в любой момент: он может и тебя подвести, и команду.    

— Есть, наверное, Маша Гунина и ты – люди, которые не боятся работать с людьми, носящими лейбл токсиков. Ты работал с Chappie, сейчас с TORONTOTOKYO несмотря на сложившееся впечатление о нем. Как вообще работать с такими людьми? Они просто абсолютно другие в рабочей обстановке или просто к ним нужно найти как-то подход?

— Мне кажется, это приходит с возрастом. Мне совершенно все равно, какой он человек вне рабочего процесса. Если игрок будет делать то, что я от него требую, то пусть он хоть в трусах по Красной площади бегает. Естественно, есть какие-то рамки дозволенного в публичном поле, на которое мы накладываем вето. Это не потому, что о нем плохо подумают, а потому что это идет вразрез с моими ценностями и с ценностями организации, в которой я работаю. 

Если говорить о Доте, то речь скорее всего идет о проявлении токсичности в пабликах. Возможны разные типы оскорблений. Есть оскорбления, которые касаются личности: «ты дурак», условно говоря. А есть оскорбления, которые идут дальше – и эти оскорбления недопустимы. Абсолютно. Это слишком низко, черно. Я не хочу, чтобы в моем круге общения были люди, которые вот этим бросаются.

Но я же не мама для всех, так что что-то проскакивает. Но если мы это видим, то боремся сразу, четко доносим информацию. Я могу даже в грубой форме. Так делать нельзя 100%.

А в остальном просто мне все равно, что там они делают и как они там горят в пабликах, если это не унижает чье-то достоинство. Учитывая экосистему Доты и весь этот фольклор, прямое оскорбление, которое в реальной жизни бы оценивали как действительно оскорбление, в Доте становится допустимым. Это сложилось исторически. В паблике каждый второй игрок тир-1 организации из Европы кроет друг друга матом. Главное, чтобы это не переходило на родителей, на страны, на нацию, на религию. Этого нельзя допускать. Я считаю, что каждый, кто так себе позволяет делать, должен нести ответственность за это, в том числе и общественное порицание.

С точки зрения в жизни, зачастую все эти люди достаточно приятные, они просто со своими фишками. Я таких людей видел и не в Доте. Вот он не грубый сам по себе, но отвечает, как будто хамит постоянно. У него просто такая манера, вот он так привык. Есть люди, которые хлюпают чаем. Раздражаться, что он хлюпает чаем? Зачем? Это его жизнь, его дело. Поэтому меня это мало колышет. Я думаю, Машу тоже. Поэтому мы работаем с лучшими качествами.

И зачастую игроки, которые имеют такой антураж в пабликах и бэкграунд в комьюнити, в команде это совершенно другие люди. Достаточно приятные, образованные, совершенно избавленные от своих недостатков. А даже если они где-то проявляются и в коллективе, когда вы вместе рядом бок о бок, то ты привыкаешь. Как говорят? «Найди человека, недостатки которого не будут тебя раздражать». Вот здесь то же самое. 

Это хорошее дополнение к истории о подборе состава. Недостатки другого не должны тебя раздражать. А все остальное это уже неважно.

— В этом составе тебе с кем-то приходилось проводить воспитательные беседы?

— Мы говорили, публично объявляли. Я не буду говорить никнеймов, но у нас было публичное объявление о гранях дозволенного: что можно, что нельзя и что им нужно. Было о том, что нужно контролировать свои эмоции, потому что банально это твое профессиональное качество. Тебя не должно волновать, проигрываешь ты 10:40 или выигрываешь 40:10, ты должен делать то, что делаешь. Наверное, для Доты это какой-то высший уровень профессионализма и таких людей немного. 

Мы говорили сразу, что если до нас будут доходить какие-то вещи или мы сами услышим, это будет регулироваться внутренним регламентом, и виновные будут наказаны. 

И да, мы делали акцент на некоторых игроках. Индивидуально тоже разговаривали – два раза приходилось проводить беседу с некоторыми игроками. Но могу сказать, что они вроде стараются. По крайней мере, я их старания лично вижу, как они пытаются контролировать свои эмоции в публичном поле. 

— Вы вместе без пары месяцев год. Кто из ребят за это время для тебя раскрылся с более неожиданной стороны?

— Наверное, Ярик Мипошка. Остальные все еще до конца не раскрылись, я считаю. Ну, про Айрата говорить не буду, в Айрате я всегда был уверен.

Хотя сложно говорить про неожиданность, потому что проводя анализ, ты примерно понимаешь, что от какого человека ожидать как от человека и от игрока и на какой дистанции. У тебя есть, грубо говоря, свой чек-лист, с которым ты сверяешься. Когда проходит какое-то определенное время, если человек не ставит галочку, у тебя начинают появляться вопросы. 

— Чем удивил Мипошка?

— Я неоднократно за карьеру пытался сделать его капитаном. Не то чтобы это было специально. Это зачастую происходило, потому что больше некому. Он это тоже делал из необходимости. А здесь мало того, что он намного больше делает с точки зрения макро и коллинга, у него есть энтузиазм к этому. Это меня реально сильно поразило, вот эта профессиональная деформация, которая с ним произошла именно в Spirit. Для меня она была уникальной. Понятно, что он еще далеко даже не в середине пути, но все равно. Он действительно сильно профессионально деформировался в этом плане. И мне это очень нравится.

— У нас его очень редко упоминают, когда речь идет о капитанах, шотколлерах, просто лидерах в коллективах. Все говорят про заезженные имена.

— Наверное, я не могу назвать Ярика лидером в коллективе именно вне игры. Ингейм – наверное, да. Это одна из причин, по которой он раскрылся для меня. Именно в этом составе он старается и пытается. Возможно, что не всегда получается, но он прикладывает усилия. 

Почему не говорят? В моем понимании он вообще с точки зрения комьюнити один из самых недооцененных игроков, о котором зачастую хорошего ничего не напишут, зато плохого в комментариях настрочат много. И это совершенно незаслуженно. Даже с точки зрения достижений, выигранных призовых, карьеры, он далеко не самый последний саппорт в СНГ. У него достаточно добротная карьера. И я не понимаю иногда излишнего хейта. Даже когда в Empire он совершенно нормально выступал нормально с точки зрения игровых показателей, все писали абсолютно несвязный бред. В этом сезоне он – лучшая пятерка лиги. Но об этом как-то особо нигде ничего не говорили, в комментариях тоже об этом не пишут. Но если что-то пойдет не так, то все закричат: «О, Miposhka! Кикните его! Да сколько можно?»

Поэтому в моем понимании в СНГ он очень недооцененный игрок с точки зрения именно в комьюнити. Не среди игроков, менеджмента, а именно среди простых болельщиков. В том же европейском комьюнити к нему намного теплее относятся. Почитайте, что пишет чат, когда он дает англоязычное интервью, а потом – что пишет чат СНГ-трансляции. Может, конечно, это фишка нашего комьюнити. 

Я не говорю, что он лучший в мире или еще что-то. Но он не получает той доли одобрения, которую заслуживает. Даже не только своим текущим положением и результатом, а просто за счет своей карьеры.

— Если посмотреть на твою карьеру в целом как менеджера и скаута в том числе, ты можешь назвать этот состав Team Spirit самым удачным проектом?

— Нет. На самом деле, у меня карьера была в двух организациях. И с точки зрения работы, в Team Spirit у меня намного больше возможностей. Не только трансферных, а вообще в принципе. Наверное, я могу сказать, что в этой организации мне намного комфортнее. Если здесь у меня что-то не получится, это будет для меня очень серьезный звонок. Надеюсь, что этого не произойдет. 

Самым удачным составом я их назвать не могу, потому что банально эта команда для меня лично пока еще ничего не добилась. Мы молодцы, мы стараемся, мы прогрессируем, но конкретных бумажных достижений пока нет. А бумажные достижения всегда очень важны. Про Empire я всегда могу сказать, что мы заняли лучшее место на TI за свою историю клуба именно в 17-м году, что мы были на DAC, на куче мейджоров, что мы выиграли 2 турнира и так далее и тому подобное. Не онлайн, а именно ланов, то есть привезли два кубка. 

А здесь пока я ничем таким похвастаться не могу. История не терпит сослагательного наклонения и все эти победы, не подкрепленные каким-то материалом, они не запоминаются. Их как бы нет. Ну кто вспомнит, что мы там вышли в первую лигу? Или что мы сыграли какие-то там BTS Summer? Никто. Все вспомнят, какое место на мейджоре заняли, как мы выступили и поедем ли мы на The International. 

Надо понимать, что я отдаю должное любым победам, любым достижениям. Это очень хорошая почва для команды. Но с точки зрения именно своих целей, своих установок, для меня все это ничего не значит, потому что не имеет под собой никакого большого уверенного веса.

— А где для тебя находится эта граница «у меня получилось»?

— Все зависит от текущей стадии. Сейчас я скажу, что у меня получилось, если мы поедем на The International. Любым путем. 

Источник: cyber.sports.ru