Maelstorm: «Возможно, в какой-то год CaspeRRR поедет на турнир по PUBG или OW вместо TI»

Комментатор RuHub Россия, Russia, RU Владимир «Maelstorm» Кузьминов рассказал в интервью о приглашении талантов на The International 2018, работе над Dotascope, комментировании первого официального Чемпионата России по компьютерному спорту и многом другом. Владимир считает, что в будущем может случиться так, что Украина, Ukraine, UA Роман «CaspeRRR» Лепехин перестанет ездить на The International и посвятит себя другим дисциплинам.


— Как ты оказался на Чемпионате России? 

— У нас на студии напряженное расписание и я только сейчас осознал, что событие проходит уже на этой неделе. Так как RuHub Studio занимается освещением, то решение принимали коллегиально и в итоге решили, что комментировать буду я. К тому же, как я понимаю, ФКС была интересна именно моя кандидатура. Многие ребята приезжают на студию не так часто, им хотелось бы покомментировать Мажор, так что я решил, что в течение этих трёх дней смогу отдать им все свои матчи, а сам поработать здесь. Как ни крути, это "лан" и он имеет свои особенности. 

— "Лан" комментировать интереснее, чем онлайн-матчи? 

— Да, конечно. Что касается Мажора — это же тоже "лан", просто там всё дистанционно, а здесь в Арене движуха, интервью. Так что да, поинтереснее.

— Что по-твоему даст киберспорту полноценная Федерация? Возможно, у "талантов" будет свой официальный департамент? 

— С "талантами" всё очень сложно. У меня есть много мыслей по этому поводу. На самом деле, сейчас ситуация вокруг русскоязычных "талантов" довольно шаткая. Что может дать Федерация — это хороший вопрос, но представителям Федерации виднее. Я вижу только внешнюю сторону, результат, например, вот этот финал Чемпионата России. При этом я не могу увидеть всего размаха. На мой взгляд, это всё довольно интересно. 

Многие молодые игроки, которые пока не могут найти себе организацию и пробиться в систему DPC, могут поучаствовать, приехать на "лан" и получить первый опыт. Сходу могу назвать игрока, который вырос из аналогичных чемпионатов — Рома "Resolut1on" Фоминок. Он тоже с таких первенств начинал и довольно быстро попал на профессиональный уровень. Команда, которая заняла здесь четвёртое место — самая молодая команда турнира. Они приехали, попробовали, хотелось бы верить, что им это что-то дало. 

Старички, имею в виду команду VANSKOR и 633, это уже очень опытные ребята. Для них это дополнительная мотивация, возможность заработать, возможность поиграть, ведь им тоже хочется выступать на сцене.

— Федерация — не устаревший ли формат для Dota2, где есть конкретный владелец дисциплины, который принимает все решения? 

— Права на игру принадлежат разработчику и в этом плане киберспорт в некотором роде уникален. Футбол, насколько я понимаю, никому не принадлежит — можно сделать соревнование и ничего не будет. С точки зрения компьютерных игр — ну, Valve разрешают, а со SC2 и LoL всё намного сложнее. Я бы не сказал, что это всё делает федеративную систему сложной, она просто специфическая. Как бы там ни было, она существует.

— Как думаешь, как организаторам можно было бы решить проблему привлечения топовых команд? 

— Организация может попросить свой состав сыграть, но чтобы сами игроки захотели — нужен громкий титул и внушительная сумма. Как на TI, где разыгрывается много денег и титул, который для многих игроков намного важнее. Там уже люди супер обеспеченные, взять тех же игроков Virtus.pro, которые по миллиону долларов навыигрывали. Конечно, призовой "Инта" — это всё равно хорошие деньги, но титул важнее. Бывает и наоборот: есть турниры, где титул не так важен, как например WESG. Но призовые там хорошие и игроки туда поехали. И ещё — фактор глобализации. Тут "Чемпионат России". Для многих топ-игроков это мелковато. Им нужен мировой уровень. 

— Не кажется, что регламент, где все пять игроков должны быть одной национальности [гражданами России] тоже немного устарел? Если мы посмотрим на мировые дисциплины, — футбол, хоккей — там допускается определённое количество легионеров. 

— Грубо говоря, мы существуем скорее в виртуальном мире, где границы не просто размыты — они уничтожены, тем более в СНГ. Разницы между российским и украинским игроком в интернете нет никакой. Вообще, это вопрос к организаторам, возможно это сопряжено с дополнительными трудностями или требованиями. 

— Напомни новым читателям и тем, кто следит за "доткой" относительно недавно как получилось, что у тебя в нике опечатка? Предмет называется Maelstrom, а твой ник Maelstorm. Или это так задумано? 

— Это скорее связано не столько с предметом, сколько со звучанием слова. Это действительно опечатка — бывает смотришь на слово, которого не знаешь, и читаешь его определённым образом. А потом понимаешь, что пишется-то оно по-другому. Вот и весь секрет. Но я до сих пор считаю, что мой никнейм для русскоязычного человека более благозвучен. Так получилось и тем лучше — это некоторая уникальность.

— Как тебе комментируется с Александром "Jam" Коротковым? Судя по всему, ваш дуэт очень заходит работягам. 

— Я, честно говоря, даже удивлён, но могу сказать, что мы постарались. Комментирование — это не только механический сокаст с человеком. Для этого нужно пообщаться, узнать друг друга получше, найти общие темы, наладить контакт. Мы это сделали перед "Эпицентром", когда узнали, что нам предстоит много работать вместе. В течение первых дней турнира мы слушали собственные трансляции и подмечали, что получилось хорошо, что плохо, а потом сверялись друг с другом. Если я видел где-то, что он ошибается, именно систематически, не какая-то рядовая ошибка, то я просил, мол, давай так не будет делать. И в какой-то момент, слушая одну из таких записей, я понял, что мы добились того, чего я хотел. Единственное, что могу сказать — моя роль в сокасте с Jam немного непривычна для меня. В эфире я отдаю ему больше времени, а сам выполняю функцию комментатора-аналитика. Не то, чтобы я был очень хорош в этом, но нам так проще. И за время "Эпицентра" я притёрся, адаптировался. 

— Иными словами, вы не просто работаете вместе, комментируете, но потом ещё и проводите работу над ошибками, пытаетесь прогрессировать?

— Ну конечно, особенно последнее время. Я много уделяю времени просмотрам собственных кастов. Прихожу домой и включаю фоном, пока что-нибудь делаю. Какие-то моменты нравятся, какие-то не нравятся — делаю выводы. 

— Расскажи о своих эмоциях, когда ты выдал шедевр "Ма-ачи-и-и!" 

— Разочарование (улыбается). Если вспомнить этот момент, это было как раз на следующий день, после того как обсуждаемую комбинацию пофиксили и она перестала быть такой критической. Стало возможным прожать BKB и как раз у всех ключевых игроков OG к этому моменту они появились. Мне очень хотелось, это было слышно, чтобы Na’Vi победили в этой драке, но действительно "замочить" они так и не смогли. С другой стороны, было смешно, потому что я понимал, к чему это всё приведёт, рядом сидел NS, который уже даже не скрывал своего смеха. Все по-разному отреагировали, у нас комьюнити не однозначное, но больше 50% этот момент понравился. Конечно, постоянно так комментировать будет не круто. 

— Как думаешь, когда объявят список "талантов" на The International? Можешь дать какой-нибудь намёк по поводу своей кандидатуры? 

— С намёками всё довольно просто — если человек получает инвайт, то он не может об этом говорить, а если не получает, то он даже не знает о рассылке. Здесь царит молчание. Скорее всего анонс будет дан самими Valve и этот анонс завязан на визах. Думаю, что Valve в этом году позаботятся о "талантах" и визы будут получены чуть пораньше. Когда все получат визы, тогда и будет список, и состоять он будет из тех, кто получил и то, и другое.

— Как тебе публичная жалоба NS на отсутствие инвайта?

— Мне показалось, что он немного поспешил. Но в этом вся коварность Valve, ведь он же спрашивал, а ответа всё не было, из-за этого он так и переживал. А вообще, может оно и к лучшему. Я негодовал чуть ли не больше, чем он сам. Не то чтобы мне было настолько важно, чтобы Ярослав поехал на турнир или, например, его слот для меня ценнее, чем собственный. Но когда не зовут такого человека, ты вообще перестаёшь быть уверенным в чём бы то ни было, и это выбивает почву из-под ног. 

Когда, в итоге, он получил свой инвайт, я как-то успокоился. Так вышло, что он официально стал первым, кто точно поедет на TI. Хорошо, что всё закончилось именно так. Надеюсь, он получит визу. 

— Кто из русскоязычных кастеров должен быть на "Инте" в этом году? 

— NS теперь уж точно должен быть, v1lat — без него никак. Пока ещё CaspeRRR. Почему "пока ещё" — при всём моём хорошем отношении, если брать последний год, есть люди, которые сделали гораздо больше. Безусловно, он звезда супервысокой величины и пока ещё он точно поедет. Но если так будет продолжаться… Возможно в какой-то год он сам скажет, что лучше поедет на турнир по PUBG или по Overwatch. 

Я вижу, как он двигается в разных направлениях. Это, в принципе, тоже правильно, но я считаю, что Valve должны поощрять тех, кто много занимается именно дотой. NS, CaspeRRR, v1lat — вот три столпа. Кроме этих людей не позвать могут любого, и я бы не сказал, что удивлюсь. Сейчас решениями Valve никого уже не удивишь. 

— Кто по-твоему выглядит наиболее аппетитно под конец сезона? Твой прогноз на TI? 

— Одно дело дискутировать сейчас, другое — что действительно будет на "Инте". Я бы отметил PSG.LGD и Virtus.pro. Проблема PSG.LGD в том, что они дошли до пика формы именно сейчас. Скорее всего, до "Инта" они сбавят, так показывает практика. VP, наоборот, чуть сбавили и, возможно, до TI немного наберут. Не будем забывать, что после Супермажора и квалификаций у команд для подготовки будет куча времени. Итоговое распределение сил будет зависеть именно от этой подготовки. 

— Расскажи о Dotascope, когда ты понимаешь, что какое-то событие достойно выпуска или упоминания? По мурашкам? 

— Бывают моменты, когда ты видишь, что произошло что-то интересное. Но, в последнее время, и это видно по моим выпускам, таких моментов не хватает. На следующий выпуск, например, я один такой нашёл. Это приходит, когда ты что-то комментируешь и думаешь — это же такая глубокая тема, но я сейчас не могу об этом рассказать, потому что на трансляции недостаточно времени. Запоминаешь или записываешь. Раньше я писал очень коротко, но потом я начал забывать, что и где означает, и теперь у меня есть чёткий шаблон: дата, турнир, матч и какая игра в серии. 

— С кем работаешь над проектом. Кроме нарезки видео и эффектов, кто помогает с матчастью?

 — С Warch — есть такой мувимейкер, его зовут Артём, он довольно известен в узких кругах. С ним вдвоём и работаем. На мне сценарий, видео-, аудио-фрагменты, на нём вся склейка, эффекты, музыка, оформление, "тумба" для "ютуба" и так далее. 

— Планируешь делать какую-нибудь ретроспективу в Дотаскопе? Или только по современным матчам? 

— В этом плане существует сильная проблема в виде патчей. Например, я могу рассмотреть "Алхимика", который собирает руны каждые две минут, а зритель скажет — стоп, "баунти" руны каждые пять минут! Большинство зрителей до сих пор воспринимают "Дотаскоп" не как передачу, а как учебное пособие. Не совсем как задумывалось, но с этой точки зрения было бы ошибкой делать выпуски, по которым ничему нельзя научиться. Поэтому я стараюсь делать какие-то полезные вещи. Зритель хочет такое видеть. 

— Почему назвал свой канал в телеграмме "Школа рофла и танца?". Дело в том "домашнем видео" с торжества? 

— (улыбается) Не знаю. Много кто среди хейтеров называют меня "танцором". А "рофлы" — так уж повелось. Я вёл свой твиттер довольно агрессивно, посвящал много времени каким-то комическим ситуациями, поэтому так и назвал. "Пошутить и пошутить", вторая часть — это же тоже шутка, с танцам этот канал ничего общего не имеет. 

— Почему на ESL One провалились все остальные фавориты, например, Team Liquid? Как они умудрились дважды проиграть paiN Gaming? 

— Надо смотреть, что происходит с командой. Вот если бы мы увидели какой-нибудь True Sight, мы бы узнали. Очевидно, что в команде есть определённые проблемы. Они делали такие ошибки, которые обычно не допускали никогда. Дело не в драфтах или исполнении — больше похоже на помутнение. Дота такая игра. Коварная. 

— Чувствуешь, что переживаешь вторую молодость в комментаторстве? Со стороны выглядит, что ты поборол весь хейт и негатива практически не осталось. 

— Наверное. Это, скорее, не только моё состояние, а состояние всей RuHub Studio. Мы начали больше работать из студии и именно с этим связано такое преображение. Ну а в целом — да, есть такое. 

— С позиции победителя можешь дать пару советов начинающим комментаторам? 

— Слушать своё комментирование и понимать, что нужно исправить. Стараться делать упор на работу в паре, потому что сейчас все так работают. Одному комментировать гораздо легче, в дуэте — сложнее. Учиться нужно параллельно, так как это два абсолютно разных и никак не связанных формата.


Следите за новостями у нас на сайте и в нашей группе ВКонтакте!

Источник: mid.tv